киевская русь (древнерусское государство)

до середины xii века

  1. Образование Древнерусского государства
  2. Княжение Олега Вещего
  3. Игорь Рюрикович
  4. Ольга
  5. Святослав Игоревич
  6. Владимир и Ярослав Мудрый. Крещение Руси
  7. Триумвират Ярославичей. Любечский съезд
  8. Распад

Образование Древнерусского государства

Древнерусское государство возникло на торговом пути «из варяг в греки» на землях восточнославянских племён — ильменских словен, кривичей, полян и финно-угорских племён — чуди, мери и веси, затем охватив земли других восточнославянских племён — древлян, дреговичей, полочан, радимичей, северян и вятичей.

Первое надёжно датируемое известие о руси и государстве русов относится к первой трети IX века: в Бертинских анналах под 839 годом упомянуты послы кагана народа рос (rhos), прибывшие сначала в Константинополь, а оттуда ко двору франкского императора Людовика Благочестивого. Император расследовал цель их прибытия и выяснил, что они из народа свеев (шведов, то есть скандинавов).

В 860 году («Повесть временных лет» ошибочно относит его к 866 году) русь совершает первый поход на Константинополь. Греческие источники связывают с ним так называемое первое крещение Руси, после которого на Руси, возможно, возникла епархия и правящая верхушка (возможно, во главе с Аскольдом) приняла христианство.

Если следовать «Повести временных лет», Государству Рюрика предшествовала конфедерация славянских и финно-угорских племён, изгнавшая, а затем призвавшая варягов.

В 862 году, согласно «Повести временных лет» (дата приблизительна, как и вся ранняя хронология русских летописей), славянские и финно-угорские племена, прежде изгнавшие варягов, призвали их на княжение.

Рюрик (862—879) — новгородский князь и родоначальник княжеской, а впоследствии и царской, династии Рюриковичей на Руси.

О происхождении Рюрика построено множество теорий. Одна из популярнейших утверждает, что Рюрик был скандинавским предводителем или правителем, которого славянские и финские племена призвали на княжение, заключив с ним соглашение. Традиционно отправной точкой русской государственности считается призвание славянских племен княжеством Рюрика с его варяжскими братьями Синеусом и Трувором. Согласно летописям, в середине IX века славянские и финские племенные союзы словен, кривичи, чуди, мери и веси платили дань пришедшим с моря варягам. В 862 году эти племена изгнали варягов, и после этого между ними начались конфликты, из-за чего представители племен и решили пригласить князя извне. Однако версия о том, что Рюрик сразу стал новгородским правителем, оспаривается некоторыми историками.

Рюрику нужно было сохранить собственную власть, создать условия для комфортной передачи своих прав княжеству и, по возможности, расширить границы владений. В поздней Никоновской летописи первой половины XVII века сообщается о смуте в Новгороде, жители которого были недовольны правлением Рюрика. Под предводительством некоего Вадима Храброго вспыхнуло восстание в защиту утраченной вольности. Вадим был убит Рюриком, вместе со многими своими приверженцами. Событие отнесено к 864 году, то есть когда по Ипатьевской летописи Рюрик основал Новгород.

Также в летописях упоминаются некие Аскольд и Дир, чьи взаимоотношения с Рюриком играли важную роль. Касательно этого показания разных летописей, на удивление, не совпадают. Повесть временных лет утверждает, что Аскольд и Дир были боярами (воинами) новгородского князя Рюрика, который отпустил их в поход на Царьград. Они поселились в Киеве, захватив власть над полянами, которые в то время не имели своего князя и платили дань хазарам. При этом в Новгородской первой летописи Аскольд и Дир не связаны с Рюриком и княжили в Киеве до приглашения того в Новгород, но после похода русов на Царьград. В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения о событиях 870-х годов: бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду в ходе борьбы за власть в Новгороде, походах Аскольда на полочан и кривичей в 865 году.

В 879 году в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре.

Княжение Олега Вещего

В 882 году, по летописной хронологии, князь Олег (Олег Вещий), родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на юг, по пути захватив Смоленск и Любеч, установив там свою власть и поставив на княжение своих людей. Далее Олег с новгородским войском и наёмной варяжской дружиной захватил Киев, убил правивших там Аскольда и Дира и объявил Киев столицей своего государства («И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: „Да будет это мать городам русским“.»); господствующей религией было язычество, хотя в Киеве уже существовала и христианская община.

Консолидация новой территории предусматривала возведение крепостей-форпостов, и князь начал строительство.

Это были очень трудоемкие мероприятия, но жизненно необходимые для поддержания власти. Укрепленные города выполняли как защитную, так и профилактическую функцию, туда стекались купцы и ремесленники, служившие солдатам. Вокруг крепостей селились обычные жители — земледельцы и охотники, в случае опасности они укрывались за крепкими стенами.

После убийства братьев Аскольда и Дира, а также полного подчинения Киева, Олег с дружиной раз и навсегда переселились в новую столицу русских земель. Главной задачей дальнейшего княжества Олег выбрал «сбор» славянских земель:

  • Олег подчинил Киеву древлян в 883 году. «Олег ходил воевать на древлян и, покорив их, возложи дань по шкуре черной куницы от дыма».
  • В 884 году князь, собрав войска, князь совершил поход в земли северян и обложил меньшей данью, чем они ранее платили хазарам.
  • в 885 году к радимичам Олег направил послов с вопросом: «Кому дань даёте?». Те ответили: «хазарам». Тогда князь потребовал: «Не давайте хазарам, но мне давайте». Радимичи стали платить киевскому князю такую же дать, какую платили ранее хазарам.

Князь Олег понимал важность международного положения Древнерусского государства. Поэтому в 907 и 911 годах он предпринял две попытки военного и мирного походов на Византию. Итогом внешней политики князя стало соглашение о беспошлинной торговле между Киевом и Константинополем.

Еще до похода на Царьград, Олег Вещий однажды обратился к волхвам с вопросом, от чего ему суждено умереть, на что получил ответ одного из кудесников:

«Князь, конь, которого ты любишь и ездишь на нем, от него смерть примешь».

Когда умер князь Олег Вещий — достоверно неизвестно. Согласно наиболее распространённой версии, причиной смерти стал укус змеи, выползшей из черепа коня, от которого волхвы и пообещали смерть князю. Историками на основе разных источников называются 912 и 922 годы, как наиболее вероятные даты смерти.

Игорь Рюрикович

Дата рождения Игоря Рюриковича не указана в летописях, но предположительно определяется 878 годом. Отцом Игоря был полулегендарный князь Рюрик. Сторонники норманской теории считают Рюрика скандинавом, соответственно Игоря относят к тому же этносу, а имя его выводят из «Ингвар», распространенного в Скандинавии. Мать Игоря не упоминается в сохранившихся летописях, однако В. Н. Татищев (российский историк, географ и политический деятель 17-18 веков) при перечислении фактов в найденной им, но утраченной сегодня, Иоакимовской летописи, сообщает, что её звали Ефанда и она была дочерью Гостомысла, инициатора призвания варягов.

Согласно Повести временных лет в 903 году Олег поженил молодого князя на Ольге, которой было на момент свадьбы 10-12 лет. Некоторые летописи указывают, что Ольга, возможно, была дочерью князя Олега Вещего. В таком случае князь присоединил к правящей линии и свою кровь.

В 914 году Игорь привел в подчинение древлян, которые после смерти Олега пытались выйти из подчинения Киеву. Новая наложенная на них дань была «больше Олеговой». Игорь тоже подчинил уличей и обложил их данью, однако точный год этого события неизвестен. Древляне были свободолюбивым племенем, сопротивлявшимся экспансии Олега Вещего и пытавшимся восстановить независимость после его смерти, но под давлением варягов воины вынуждены были уступить снова.

С пришедшими в 915 году к границам Руси печенегами князь заключил мир, но по неизвестной причине в 920 году сам провел против них поход. Это было первое крупное столкновение русичей с этими кочевниками.

Далее византийские, западноевропейские и русские источники говорят о походе Игоря на Византию в 941 году. Основная сила шла морем, и многие корабли были уничтожены «греческим огнем». Этот поход закончился неудачей — в морском столкновении византийские корабли смогли уничтожить большое количество русских кораблей греческим огнём.

Однако уже в 943 году (летопись называет 944-й, но историки уточнили дату) Игорь предпринял новый поход на Византию, на сей раз успешный. Войны как таковой не было – правитель Константинополя, узнав о количестве выдвинувшихся с Игорем войск, предпочел избежать кровопролития и заключить мир, выплатив дань за прошедшие года. В 944 году был заключён новый мир.

В 945 году Игорь отправился к древлянам собирать дань. Предположительно, он хотел таким образом улучшить положение своей дружины (древляне не участвовали в византийском походе, и за это они могли стать предметом княжеских поборов). Летопись свидетельствует, что, собирая дань с применением жестоких методов, Игорь отправил часть дружин в Киев, а с оставшимися вернулся за дальнейшей данью. Однако древляне взбунтовались, убили нескольких товарищей Игоря и казнили его самого. Так и кончилось правление этого князя.

Ольга

Княгиня Ольга правила Киевской Русью с 945 до 960 года в качестве регента при малолетнем сыне Святославе, после гибели её мужа, киевского князя Игоря Рюриковича. Первая из правителей Руси приняла христианство, святая равноапостольная Русской православной церкви.

Согласно традициям восточных славян того времени, победитель имел право претендовать на политический статус и все имущество побеждённого, поэтому после расправы над Игорем древляне решили направить своих послов в Киев:

«Вот убили мы князя русского; возьмем жену его Ольгу за князя нашего Мала и Святослава возьмем и сделаем ему, что захотим».

Приняв послов, Ольга поинтересовалась о цели визита, на что получила ответ:

«Мужа твоего мы убили, так как муж твой, как волк, расхищал и грабил, а наши князья хорошие, потому что берегут Деревскую землю, — пойди замуж за князя нашего за Мала.»

Княгиня проявила выдержку и притворилась исполненной покорности судьбе. А сама, когда ободренные древляне ушли, приказала выкопать во дворе перед княжеской башней широкую и глубокую яму. На следующее утро, как и обсуждалось, древлянские княжеские посланники объявили, что хотят не ехать или ехать верхом к Ольге, а чтобы их отнесли в ладье прямо в башню. Когда процессия достигла княжеского двора и ладью вместе с послами бросили в подготовленную яму, Ольга наклонилась и спросила:

«Хороша ли вам честь?»

Древляне сокрушённо ответили:

«Горше нам Игоревой смерти».

После чего княгиня приказала закопать их живьём.

Сразу за этим инцидентом древляне избрали самых благородных представителей и отправили их в Киев. По прибытии княгиня пригласила гостей в баню после долгого пути и после прибыть к ней на приём. Пока новые послы умывались, Ольга приказала своим людям разжечь баню и сжечь древлян.

После этого Ольга вновь направила к древлянам посланников, которые должны были сообщить о том, что княгиня сама собирается нанести визит. Прибыв на место, она приказала насыпать на место могилы мужа высокий холм, после чего начался похоронный пир. Древляне в тризне стали расспрашивать, где находятся их делегации, присланные ранее, на что получили заверения о их скором прибытии вместе с частью своей дружины. Когда древляне опьянели, княгиня приказала своим воинам убить их (летописец указывает 5000 убитых древлян, отдельно отмечая, что более знатные члены племени тоже были убиты), затем вернулась в Киев и начала собирать войска для похода на древлянскую землю и подавления оставшихся очагов восстания.

Благодаря усилиям Ольги на Руси стало зарождаться каменное строительство. Первыми каменными сооружениями стали загородный дом Ольги и городской дворец.

В 955 году Ольга добровольно приняла христианство и крестилась. Обряд происходил в Константинополе, где княгиню лично крестил византийский император Константин II. Во время крещения она получила имя Елена. Княгиня вернулась в Киев с церковными книгами и иконами. Несмотря на то, что сын Святослав и дружина наотрез отказались от крещения, Ольга стала по возможности распространять христианство на Руси: строила храмы, уничтожала языческие символы, крестила всех желающих.

В 969 году княгиня Ольга умерла. Согласно её завещанию тризна не справлялась, обряд похорон проходил по христианскому обычаю при содействии её личного священника.

Святослав Игоревич

Около 960 года зрелый Святослав взял власть в свои руки. Он был первым достоверно известным киевским князем со славянским именем, в то время как его родители носили имена с предположительно скандинавской этимологией. Его первой деятельностью было покорение вятичей (964), которые последними из всех восточнославянских племен платили дань хазарам. В 965 году (по другим данным также в 968/969 году) Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его главные города: город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль. На месте Саркела после этого возникло древнерусское поселение Белая Вежа. Возможно, с этой кампанией связано и утверждение России в Тмутаракани.

Кроме того, Святослав провел два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области, что привело к войне с Византией. Во время пребывания князя в Киеве скончалась его мать, княгиня Ольга, фактически правившая Русью в отсутствие сына. Святослав по-новому устроил управление государством: посадил сына Ярополка на киевское княжение, Олега — на древлянское, Владимира — на новгородское. В 972 году, после окончания войны, вернувшись в Киев с ослабленным войском, он подвергся нападению печенегов и погиб в бою. Считается, что на убийство Святослава печенегов уговорили подосланные к ним византийское дипломаты.

После смерти Святослава между его сыновьями вспыхнул спор о праве на престол (972-978 или 980). Старший сын Ярополк стал Великим Киевским князем, Олег получил древлянские и Владимирско — Новгородские земли. В 977 году Ярополк разгромил дружину Олега, а сам Олег погиб. Владимир бежал "за границу", но вернулся через два года с варяжской дружиной. Во время ссоры Владимир Святославич отстоял свои права на престол (980-1015 годы правления). С ним было завершено формирование государственной территории Древней Руси, аннексированы червенские города и Карпатская Русь.

Владимир и Ярослав Мудрый. Крещение Руси

При князе Владимире Святославиче в 988 году официальной религией Руси становится христианство. Став киевским князем, Владимир столкнулся с возросшей печенежской угрозой. Для защиты от кочевников он строит на границе линии крепостей, гарнизоны которых набирал из «лучших мужей» северных племён. Именно во времена Владимира происходит действие многих русских былин, повествующих о подвигах богатырей.

После смерти Владимира на Руси произошла новая междоусобица. Святополк Окаянный в 1015 убил своих братьев Бориса (по другой версии, Борис был убит скандинавскими наёмниками Ярослава), Глеба и Святослава. Сам Святополк дважды потерпел поражение и умер в изгнании. Борис и Глеб в 1071 году были причислены к лику святых.

Правление Ярослава Мудрого (1019—1054) стало порой наивысшего расцвета государства. Общественные отношения регулировались сборником законов Русская Правда и княжескими уставами. Ярослав Мудрый проводил активную внешнюю политику. Он породнился с множеством правящих династий Европы, что свидетельствовало о широком международном признании Руси в европейском христианском мире.

В городах, крупнейшими из которых были Киев, Новгород, Ладога, Смоленск, Полоцк, Изборск, Чернигов, Переяславль, Туров, Ростов, Белоозеро, Плесков (Псков), Муром, Овруч, Владимир-Волынский и другие, развивались ремёсла и торговля. Создавались памятники письменности («Слово о законе и благодати», Новгородский кодекс, Остромирово евангелие, жития и первые летописи, позднее положенные в основу ПВЛ). Началось каменное строительство (выдающимися памятниками архитектуры стали Десятинная церковь, Софийский собор в Киеве и одноимённые соборы в Новгороде и Полоцке). О высоком уровне грамотности жителей Руси свидетельствуют дошедшие до нашего времени многочисленные берестяные грамоты. Русь вела торговлю с южными и западными славянами, Скандинавией, Византией, Западной Европой, народами Кавказа и Средней Азии.

Когда после 12-летнего обособления и смерти князя Мстислава Владимировича, не оставившего наследника, под власть Ярослава вернулось Черниговское княжество, Ярослав перебрался из Новгорода в Киев и нанёс поражение печенегам, после чего их набеги на Русь навсегда прекратились (1036).

Первым от Киева обособилось Полоцкое княжество — это произошло уже в начале XI века. Сконцентрировав все остальные русские земли под своей властью лишь через 21 год после смерти своего отца, Ярослав Мудрый, умирая в 1054 году, разделил их между пятью пережившими его сыновьями. После смерти двух младших из них все земли оказались под властью троих старших: Изяслава Киевского, Святослава Черниговского и Всеволода Переяславского («триумвират Ярославичей»).

С 1061 года (сразу после разгрома торков русскими князьями в степях) начались набеги половцев, пришедших на смену откочевавшим на Балканы печенегам. В ходе долгих русско-половецких войн южные князья длительное время не могли справиться с противниками, предприняв целых ряд неудачных походов и понеся чувствительные поражения.

После смерти Святослава в 1076 году киевские князья предприняли попытку лишить его сыновей черниговского наследства, и те прибегли к помощи половцев, хотя впервые половцы были использованы в усобицах Владимиром Мономахом (против Всеслава Полоцкого). В этой борьбе погибли Изяслав Киевский (1078) и сын Владимира Мономаха Изяслав (1096). На Любечском съезде (1097), призванном прекратить междоусобицы и объединить князей для защиты от половцев, был провозглашён принцип: «Каждый да держит отчину свою». Таким образом, при сохранении лествичного права, в случае смерти одного из князей перемещение наследников было ограничено их вотчиной. Это открыло путь к политической раздробленности (феодальной раздробленности), так как в каждой земле утверждалась отдельная династия, а великий князь Киевский становился первым среди равных, теряя роль сюзерена. Однако это также позволило (после передела вслед за восточными и западных волостей) прекратить усобицы и объединить силы для борьбы с половцами (1103), которая была перенесена вглубь степей. Кроме того, заключались договоры с союзными кочевниками — «чёрными клобуками» (торками, берендеями и печенегами, изгнанными половцами из степей и поселившимися на южнорусских границах).

Сразу же вслед за смертью Владимира Мономаха (1125) с Северного Кавказа вернулась одна из половецких орд, отступивших туда в его правление. Вскоре возобновилась практика половецких вторжений в южнорусские земли в союзе с отдельными русскими князьями, прежде всего с черниговскими Ольговичами.

Во второй четверти XII века Киевская Русь распалась на самостоятельные княжества. Хронологическим началом раздробленности современная историографическая традиция считает 1132 год, когда после смерти Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, власть киевского князя перестали признавать Полоцк (1132) и Новгород (1136). Летописец под 1134 годом в связи с расколом в среде Мономаховичей записал «разодралась вся земля Русская». Начавшиеся междоусобицы не касались самого великого княжения, но после смерти Ярополка Владимировича (1139) следующий Мономахович Вячеслав был изгнан из Киева Всеволодом Ольговичем Черниговским, после чего титул киевского князя стал объектом борьбы между различными династическими и территориальными объединениями Рюриковичей.



🔙 Окно Справки
🗔 среда галереи, по возможности, адаптирована для использования планшетов и мобильных устройств. Корректность изображения авторских сайтов на планшетах и мобильных устройствах при этом не гарантируется.
Google Chrome рекомендуемый браузер: Google Chrome.
Прочитать комментарии к сайту 🗫 Для авторов и для посетителей галереи будет весьма полезно и любопытно прочитать комментарий к их работе.
Написать комментарий к сайту 📖 отзывы пишутся по поводу просматриваемого сайта автора. Комментарии к галерее в целом отправляются с титульной страницы сайта caer-ivango.ru
💫 доступные для голосования сайты обозначены кольцом со звездочками.
🔍 доступные только для просмотра сайты обозначены лупой.
Выбрать в бюллетень 📥 пункт всплывающего меню используется для отбора сайтов в бюллетень для голосования
🖼 🖽 🖺 🖻 можно составить бюллетень для голосования из авторов в разных номинациях.
Голосовать 🗣 пункт меню используется для перехода в бюллетень для голосования с выбранными авторскими сайтами и выставления баллов соответствующим сайтам. Выделенное красным цветом число показывает актуальное количество выбранных в бюллетень для голосования сайтов.
🖾 незаполненный бюллетень не обрабатывается, то есть, переход на сайт с меню расстановки баллов не происходит.
🖧 🔂 одно устройство имеет возможность отправки одного бюллетеня.
🗳 💯 бюллетень можно отправить с одним или несколькими выбранными сайтами и проставленным соответствующим количеством баллов, в сумме не превышающем 100.
🔙 Чтение комментариев к сайту
Здесь выводятся комментарии и данное сообщение, если комментариев нет
🔙 Запись комментария к сайту